Публикации СМИ

01.08.2016

Московские бизнес-центры перебираются в Подмосковье

Московские бизнес-центры перебираются в Подмосковье

За последние годы московский рынок недвижимости, а точнее торговых площадей, бьет все антирекорды. Сложно представить, но такие значимые правительственные трассы, как Кутузовский проспект, заполнены не на 70 %. Эксперты утверждают, что таких низких показателей еще не было. Недавно за квадратными метрами здесь выстраивались очереди, а сейчас — «бери не хочу».

Причин тому несколько: запрет паркинга, кризис и нестабильность курса рубля. Отрицательную динамику спроса на недвижимость можно наблюдать с 2014 года, именно тогда было резкое падение рубля, что привело к ослаблению fashion-рынка. Договоры об аренде, подписанные до начала кризиса, стали «неподъемными» для владельцев магазинов одежды, аксессуаров и ювелирных изделий.

Если более подробно рассмотреть бизнес-модель данного сегмента, можно понять, что бизнес является рентабельным, когда затраты на аренду не превышают 20 % от товарооборота. Падение рубля привело сразу к двум последствиям: стоимость аренды выросла в несколько раз, а покупательная способность населения упала.

Даже магазины, работавшие здесь более 10 лет, потеряли большой процент постоянных клиентов. Альтернативой в сложившейся ситуации стали подмосковные торговые центры, а на смену бутикам пришли магазины, предлагающие товары повседневного спроса (супермаркеты, аптеки, продуктовые магазины). До отмены паркинга основную часть клиентов составляли проезжавшие, но выжить удалось только тем торговым точкам, которые были ориентированы на местных жителей.

Подобный застой не заставил собственников изменить ценовую политику по отношению к арендаторам. Кутузовский проспект продолжает быть одной из самых дорогих торговых улиц по сравнению с остальными крупными магистралями столицы. Помещение площадью 200 кв. м обойдется арендатору в миллион с лишним рублей.

Снижение покупательной способности россиян ощутили многие торговые улицы. По словам аналитиков, Тверская улица из-за крупной реконструкции также сейчас ощущает падение рынка торговой недвижимости, но после окончания работ магазины снова заполнятся, а Кутузовский проспект едва ли вновь будет таким востребованным.

Реконструкция центральных улиц столицы негативно повлияла на рынок недвижимости. Хотя ситуация здесь не такая печальная, как на непешеходных улицах. Количество пустующих мест здесь возросло на в среднем 5—10 %. А вот ставки аренды в центре города заметно снизились. За последние 5 лет стоимость за квадратный метр упала с 7—10 тыс. долларов до 1—4 тыс. Однако аналитики полагают, что со временем цена снова возрастет.

На фоне застоя недвижимости в центральной части города продолжают появляться новые подмосковные торговые центры. Миграция из центра за линию МКАДа привела к развитию инфраструктуры и созданию новых рабочих мест. К тому же переезд офисов способствует разгрузке московских улиц, утопающих в пробках.

Для компаний основным преимуществом аренды офиса в Подмосковье выступает значительная экономия. Помещение класса «А» за чертой МКАДа можно снять в 2—3 раза дешевле по сравнению с офисами такого же класса в пределах города.

Низкая стоимость земли позволяет застройщикам выделять больше места для парковок, решая тем самым основную проблему московских офисов и торговых залов. Также следует учесть, что в настоящее время количество торговых центров в Подмосковье может покрыть потребность в них. Поиски подходящего помещения не затягиваются так надолго, как это обычно происходит в Москве.

Перспектива развития рынка торговой и офисной недвижимости за пределами МКАДа устраивает как местных жителей, так и москвичей. В недавнем социологическом опросе известного интернет-издательства «Индикаторы рынка недвижимости» на вопрос, где жители Москвы и Подмосковья видят постройку новых бизнес-центров и торговых залов, большинство (более 27 %) проголосовавших ответили: за городом.

Поэтому владельцам бизнеса, которые продолжают торговаться с собственниками за стоимость аренды в центре Москвы, стоит рассмотреть новую перспективную локацию, поскольку спрос может вызвать ажиотаж и спекуляцию. Пока Подмосковье остается открытым и доступным, а возводимые торговые залы и бизнес-центры отвечают современным потребительским стандартам, чего уже не могут обеспечить многие торговые площади, находящиеся в черте города.


Вход

Восстановить доступ

Запомнить
меня